Щитовая опалубка
Основными элементами являются стальные щиты, укрепленные ребрами жесткости. Для удобства работы их собирают модульным способом в укрупненные карты длиной до 6 м и шириной 3,3 м. Поверх металлических рам укладывают влагостойкую ламинированную фанеру толщиной 15-18 мм. Фенольная пленка плотностью 120 г/м² защищает поверхность плит от контакта с водой, механических повреждений, повышает оборачиваемость пиломатериала.
Система позволяет формировать строительные элементы высотой до 18 м, обеспечивая высокую точность геометрии и гладкость отвердевшей поверхности. Оборудование используют для заливки вертикальных монолитных элементов и на производстве ЖБИ:
- фундаменты и плиты, основания зданий;
- стены, ограждения, котлованы;
- колонны, опоры, пилоны, балки;
- узлы с замкнутым контуром (лифтовые шахты, лестничные клетки).
Благодаря высокой адаптивности щиты позволяют возводить сооружения с различной конфигурацией: простые прямоугольные формы, округлые и овальные ограждения, сложные криволинейные, ступенчатые, граненые поверхности. Точная геометрия щитов позволяет добиться гладкой и ровной поверхности бетонных сооружений, не требующих последующей отделки. Унифицированные крепежные элементы и продуманная конструкция позволяют быстро собирать и демонтировать оборудование, сокращая время на строительные работы. Установка включает несколько этапов:
- Щиты соединяют между собой с помощью специальных замков и крепежных элементов, образуя жесткую и стабильную фиксацию.
- Параллельные карты удерживают на заданном расстоянии с помощью стяжных болтов и гаек. Для фиксации сверху и на торцах используют распорные планки.
- Чтобы облегчить извлечение после бетонирования, болты пропускают через пластиковые трубки с конусами на торцах, затем крепят с обеих сторон посредством тарельчатой гайки.
- Проверяется точность установки, с помощью телескопических подкосов выполняют юстировку, корректируют возможные отклонения рабочей поверхности от заданной плоскости.
Щиты для монолитного строительства не подвержены кручению и деформации, выдерживают давление бетона до 90 кН/м. Металлические детали защищены от коррозии с помощью цинкования или порошкового покрытия. Оборачиваемость стальных элементов достигает 400 циклов заливки, фанерной палубы – до 80 циклов с обеих сторон.
Крупнощитовая система
КЩО представляет собой щиты площадью 3-20 м² из стального прямоугольного профиля и палубы из ламинированной фанеры толщиной 18 мм. Что обеспечивает высокую жесткость и способность выдерживать нагрузки до 8 тонн/м². С ее помощью возводят ограждения высотой до 12 м.
Крупнощитовая опалубка применяется для жилых, коммерческих, промышленных объектов, мостов, ангаров, тоннелей. Оборудование является оптимальным выбором для серийных и типовых проектов, где важно обеспечить высокую скорость укладки бетона и точность геометрии конструкций.
Мелкощитовая опалубка
МЩО состоит из решетчатых щитов (размер базового 1×1,5 м, доборные 0,75-1,5×0,05-1 м), изготовленных из прочной полосовой стали (ячейка 0,25 м² глубиной 7,5 см). Несущая способность в собранном виде составляет 60 кН/м². Основное преимущество мелкощитовой опалубки заключается в универсальности и мобильности. Вес базового щита составляет 59 кг, его можно перемещать по площадке вручную силами 2-4 рабочих. При возможности привлечения подъемного крана рамы объединяют в сборные модули.
Оборудование незаменимо для работы на сложных участках, где ограничен подъезд для спецтехники из-за неровного ландшафта или плотной застройки. Мелкощитовая монолитная опалубка используется в строительстве разных объектов, где требуется быстрое возведение типовых сооружений до 3,3 м. Унифицированные щиты допускают быструю переналадку под различные архитектурные требования зданий (пилястры, наклонные и скошенные ограждения, криволинейные и закругленные элементы).
Балочно-ригельная система
БРО обладает большой стойкостью к деформирующим нагрузкам, что позволяет возводить бетонные конструкции до 18 м. Данный тип щитовой опалубки обеспечивает высокую точность геометрии формируемых элементов, хорошо подходит для выполнения работ на высоте более 6-8 м. Монтаж выполняют в следующем порядке:
- Оборудование собирают из металлических ригелей длиной 0,7-3,5 м с шагом 0,25 м, воспринимающих горизонтальные нагрузки.
- Поверх них через каждые 0,2-0,4 м перпендикулярно крепят деревянные двутавровые балки, удерживающие вес бетонной массы и распределяющие давление, вибрацию от заливки. Несущая способность может быть увеличена до 10 тонн/м² путем установки дополнительных балок.
- На собранную основу укладывается палуба из ламинированной фанеры толщиной 21 мм.
- Соединения с помощью клиновых замков максимально стягивают края щитов. Что позволяет добиться гладкой поверхности бетона без видимых стыковочных швов.
БРО следует выбирать для проектов, в которых важна гибкость и возможности адаптации под специфические требования. Опалубка не ограничена стандартными размерами щитов, отлично подходит для сложных, масштабных и нестандартных конструкций. Ее используют для возведения купольных, сферических, криволинейных сооружений, строений большой высоты (акведуки, градирни, гидротехнические объекты, мосты, тоннели).
Опалубка перекрытий
Горизонтальные бетонные элементы возводят с помощью опалубки перекрытий, обеспечивающей ровную и стабильную формообразующую поверхность. Оборудование обладает высокой несущей способностью, выдерживает нагрузку до 6,15 тонн. Комплектующие производят из прочной стали и ковкого чугуна с защитным антикоррозионным покрытием. Независимо от типа опалубки перекрытий, сборка включает несколько этапов:
- На подготовленную строительную площадку устанавливаются фиксирующие опорные элементы (треноги или нижние домкраты).
- В них монтируют вертикальные стойки, отрегулированные до нужной высоты, или пространственно-ориентированные рамы с необходимым количеством ярусов.
- При достижении заданной высоты монтируют унивилки с резьбой для точной юстировки.
- В «корону» унивилки укладывают горизонтально деревянные двутавровые балки, воспринимающие и перераспределяющие нагрузки от давления бетонной массы, вибраций во время заливки равномерно по всей конструкции.
- Поверх балок настилают палубу из ламинированной влагостойкой фанеры толщиной 18 - 21 мм, чтобы создать ровную поверхность для заливки раствора.
По завершении набора бетоном необходимой прочности опалубку демонтируют, оборудование готово к повторному использованию. Высокая надежность таких систем обеспечивает безопасность строительных работ на высоте до 80 м.
Опалубка на телескопических стойках
Телескопическая опалубка на опорах представляет собой две полые трубы разного диаметра, вставленные друг в друга. Возможна регулировка по длине в диапазоне 2,1-3,7 м с шагом скобы в 0,1 м (что в комплекте с унивилками и треногами позволяет возводить перекрытия до 5,3 м). Стойки надежно защищены от самопроизвольного складывания специальной гайкой и патрубком, монтаж каждой опоры занимает около 20 минут.
Это оборудование применяется в монолитном строительстве для возведения зданий различного назначения, в строительстве паркингов и других сооружений, в качестве временных опор для настилов под погрузочно-разгрузочные работы и в других задачах. Простота монтажа, высокая прочность и возможность многократного использования позволяют использовать опалубку на стойках в условиях ограниченного бюджета.
Система с чашечным замком
Чашечная объемная опалубка подходит для формирования типовых и сложных перекрытий, (включая сводчатые, кессонные, наклонные). Конструкцию собирают из вертикальных и горизонтальных элементов, соединенных с помощью чашкового замка. Что обеспечивает ее жесткость и устойчивость.
Чашечная опалубка для монолитного строительства позволяет работать на сооружениях до 80 м, подходит для возведения высотных зданий, мостов, метро, тоннелей. Это оборудование используют в качестве фасадных лесов, подмостей для сцен и других задач.
Рамная опалубка
Рамная опалубка является модульной каркасной системой, предназначенную для возведения бетонных и железобетонных перекрытий от 1,55 до 20 м. Основные элементы конструкции – несущие рамы четырех типов, укрепленные диагональными связями, обеспечивающими высокую стабильность и жесткость.
Рамная опалубка используется в строительстве жилых, коммерческих и промышленных зданий, в энергетических и инфраструктурных проектах. Модульная структура легко адаптируется к различным формам и размерам перекрытий, может использоваться в качестве строительных лесов и опорных башен.
Скользящая опалубка
Данная технология монолитного строительства предназначена для быстрого возведения сооружений выше 25 м. Методика подходит для прямоугольных и цилиндрических архитектурных форм (шахты, элеваторы, башни, резервуары, силосы). Оборудование эффективно при строительстве высотных зданий, небоскребов, мостовых опор, может использоваться в автоматическом режиме для максимальной точности и равномерности подъема.
В основе работы скользящей опалубки лежит применение гидравлических домкратов и металлических направляющих, которые позволяют перемещать опалубочный короб вверх со скоростью 1-4 см в минуту. Бетон укладывают ограниченными порциями, чтобы каждый слой успевал схватиться до добавления последующего, непрерывным процессом без образования холодных швов. Что дает возможность ежедневно увеличивать конструкцию в длину на 3-5 м и значительно сокращает сроки строительства.
Самоподъемная система
Самоподъемная опалубка применяется в монолитном строительстве для возведения объектов выше 40 м, высотных сооружений, зданий со сложной геометрией. Оборудование подходит для нестандартных проектов при отсутствии межэтажных перекрытий (силосные башни, резервуары, градирни).
Технология гидравлического механизма позволяет перемещать щиты вверх без привлечения кранов или других подъемных средств. Конструкция состоит из вертикально закрепленных направляющих, прикрепленных к стенам здания. По ним формообразующие поверхности поднимают с помощью гидроцилиндров. После набора прочности бетона их сдвигают вверх, направляющие подтягиваются, и процесс повторяется. Что позволяет достичь высокой скорости строительства до 1,2 м в сутки.
Разнообразие видов и материалов опалубки для монолитного строительства позволяет адаптировать технологии под конкретные строительные задачи. Современные решения успешно выполняют задачи с минимальными затратами времени и ресурсов.